Логотип Мотошкола.ру

Выбор первого мотоцикла

Мощность,  вес и высота

Для начинающего мотоциклиста технические подробности, за исключением разве что массы и мощности, вряд ли что-либо скажут, и он будет скорее принимать решение в пользу той или иной модели либо по совету более опытных товарищей, либо из соображений «нравится - не нравится».
Многие начинающие мотоциклисты, выбирая первый мотоцикл, думают так: он маломощный и простит мне ошибки. Если сравнивать мотоциклы с объемом двигателей 400-600-1000 куб.см, то для начинающего они все будут казаться чрезмерно мощными. Выбирая маломощный мотоцикл в качестве первого, не стоит убеждать себя в том, что он простит ошибки, что он будет тормозить за вас или же сдерживать. Сдерживающий механизм должен быть у вас в голове.
Можно или нельзя покупать мощный спортбайк в качестве первого мотоцикла сугубо индивидуально. В любом случае важно понимать, что чем мощнее игрушка, тем она опаснее, тем более уважительно нужно к ней относиться и не поддаваться на ее провокации. Бывали случаи, когда после первого же выезда люди предварительно почистив сидение, выставляли мотоцикл на продажу.
Кстати, во многих странах мира начинающий водитель не имеет права сразу же управлять мощным мотоциклом, первые два года он должен отъездить на малокубатурном, потом сдать экзамен и пересесть на тяжелую технику. У нас пока этого ограничения нет, но, возможно, со временем оно появится.
Как правило, чем выше кубатура двигателя мотоцикла, тем больше он весит. Ездить на легком мотоцикле, а особенно маневрировать на маленьких скоростях намного проще, чем на тяжелом. Один из главных критериев в выборе первого мотоцикла – его вес.
Если Вы не определились с моделью, то отправляйтесь в салон и посидите на разных мотоциклах. Может получиться так, что на картинке Вам понравилась одна модель, а сидеть гораздо удобней на другой, тем более, картинка не дает представления об истинных размерах мотоцикла. Рекомендуем обратить внимание на ту модель, на которой удобней сидеть. Учитывайте, что ездить на мотоцикле Вы будете чаще, чем им любоваться. К тому же, если Вы его покупаете не только на первое время, чтобы научиться, но и с определенной целью, то помните, что мотоциклов совмещающих одновременно лучшие качества эндуро, спортбайка и туриста не бывает. Гибриды подразумевает некий компромисс, и какие-то достоинства одного класса принесены в жертву в пользу достоинств другого.
При выборе мотоцикла по своему росту учитывайте, что доставать обеими ногами до асфальта одновременно вовсе не обязательно, это может мешать в самом начале, когда Вы учитесь медленному маневрированию, и выставляете ноги, чтобы не уронить мотоцикл. Потом, когда научитесь, Вам будет уже все равно, тем более, что большую часть времени Ваши ноги будут на подножках.
Для уменьшения высоты седла на несколько сантиметров можно опустить перья вилки в траверсе спереди, а сзади поменять «косточки» на так называемый «lowering kit» при условии, что в вашем мотоцикле прогрессивная подвеска заднего колеса. К тому же, Вы можете перешить сидение, убрав частично мягкий наполнитель. При этом, стоит учесть, что на широких сидениях достаточно убрать наполнитель по бокам а не сверху.
Если Вы уже определились, что Вам нужно и за какие деньги, то все равно найдутся минимум две три модели, которые вполне удовлетворяют Вашим запросам. Разные производители предлагают в одном классе модели, которые мало чем отличаются друг от друга. В таком случае стоит обратить внимание на наличие сервиса и доступность запчастей.

Новый или подержанный?

В этом вопросе есть свои плюсы и минусы. Новый мотоцикл имеет меньше шансов сломаться, но стоит дороже и самое главное, пока не дает представления о том, как он себя ведет по сравнению с другими.  Первый мотоцикл для начинающего водителя будет отправной точкой и эталоном для сравнения в дальнейшем. Подержанный мотоцикл для этого подойдет лучше, Вы можете поездить и понять, что не устраивает и к чему душа лежит. К тому же, мотоциклы в руках новичков имеют свойство портиться, и вдвойне обидно, когда мотоцикл был только что новым.

Выбор подержанного мотоцикла

Когда вы уже определились с моделью вашего будущего мотоцикла, вам предстоит найти его в продаже.
Пару слов о мотоциклах «живьем»  и «под заказ».
С тех пор, как иностранные мотоциклы стали появляться на наших улицах, не утихают споры о том, где и как их купить, чтоб было и получше и подешевле. Можно заказать на японском или американском аукционе самому, можно это же сделать через салон, а можно поискать по частным объявлениям. Как показывает практика:
мотоцикл, который имеет "пробег по РФ", в отличие от мотоцикла на заказ в среднем: дешевле и более ухоженный. Аукционная оценка мотоцикла во всех смыслах поверхностна. Вполне возможно, что внешне идеальный мотоцикл имеет скрытые дефекты. Примеров тому предостаточно. Те, кто занимается ввозом подержанных мотоциклов, сталкиваются с ситуациями, когда, к примеру, двигатель мотоцикла был перегрет и требует капитального ремонта. Конечно же, такие случаи редки, но кому хочется попасть пусть даже в небольшое число «счастливчиков». Когда Вы покупаете подержанный мотоцикл в салоне и он при этом прекрасно выглядит, заводится и ездит, то не исключено, что вылезет то, что накапливалось за время его стоянки на аукционе. Чаще всего страдают резиновые детали и электропроводка. Сальники высыхают и после начала эксплуатации начинать течь и требуют срочной замены, окислившиеся контакты приводят к выводу из строя реле-регулятора и так далее. Купив такой мотоцикл, вы по мере эксплуатации, а зачастую почти сразу меняете сальники вилки, цепь, покрышки, аккумулятор, свечи, эксплуатационные жидкости. Иногда вы покупаете новое реле-регулятор, ремонтируете амортизаторы, чистите и настраиваете карбюраторы, колесные подшипники, колодки, а потом продаете не дороже, чем купили или даже дешевле.
И в том и в другом случае вы покупаете «кота в мешке» и не застрахованы от поломок в ближайшем времени. Хотя, в последнее время крупные салоны, предлагающие подержанную мототехнику,  стараются не торговать откровенным хламом, более дотошно проверяют продаваемые мотоциклы и делают предпродажную подготовку. Некоторые салоны по продаже подержанных мотоциклов дают ограниченную гарантию на основные узлы. Покупая мотоцикл с рук, Вы имеете шанс купить его значительно дешевле, чем в салоне, но ответственность продавца ниже. И в том и другом случаях рекомендуем для осмотра и проверки пригласить специалиста.

На что следует обратить внимание при покупке подержанного мотоцикла

Общий внешний вид мотоцикла говорит о том, как к нему относился его предыдущий владелец. Встречаются довольно немолодые, но вполне ухоженные экземпляры. Самое главное при эксплуатации мотоцикла это своевременная замена расходных материалов: масла, фильтров, тормозной жидкости, колодок, цепи, антифриза, резины. Когда этим не пренебрегают, то техника служит намного дольше. Если Вы видите, что резина покрышек высохла, потрескалась, царапины от падений грубо замазаны краской,  цепь заржавела или тормозная жидкость потемнела, то стоит задуматься, возможно, предыдущий хозяин так же относился и к замене масла в двигателе. В любом случае, это повод для снижения цены. Продавец должен четко и без запинки сообщить Вам: какое конкретно масло и когда было залито.
Приступайте к детальному осмотру. Следы падений рано или поздно возникают почти на всех мотоциклах. В зависимости от их величины и от отношения бывшего хозяина к мотоциклу их устраняют разными способами. Это либо замена поврежденного узла целиком, либо косметический ремонт. Осматривая двигатель, обратите внимание на боковые крышки, они при падении страдают чаще всего. Если следов падения на крышках не обнаружено, то внимательно приглядитесь к местам их прилегания к картеру. Если в этих местах вы заметите неровно выдавленный герметик, то крышки менялись, причем неквалифицированно. Еще одно место, которое может рассказать о падениях мотоцикла, находится на нижней траверсе – это ограничители поворота руля. По их состоянию, а так же состоянию ответной части, находящейся на раме, можно проверить насколько сильным было падение. Проверять нужно с обеих сторон. На современных моделях эти и многие другие параметры легко проверяются в режиме самодиагностики. Перед покупкой желательно узнать, есть ли такой режим у вашего будущего мотоцикла,  узнать, как он запускается и как расшифровываются коды ошибок.
Подвески. Работоспособность подвесок зависит от степени их износа. Осматривая переднюю вилку, внимательно присмотритесь к перьям. Они должны быть ровными и не иметь следов ржавчины и царапин. В противном случае вам придется менять текущие сальники так часто, что дешевле будет заменить перья на новые. В рулевой колонке не должно быть люфтов. Если руль слегка заедает в центральном положении, пришла пора поменять подшипники рулевой колонки. Нажмите на рычаг переднего тормоза и попробуйте несколько раз сжать вилку, она должна сжиматься и разжиматься без стуков и заеданий. Попросите кого-нибудь подержать мотоцикл в вертикальном положении и, надавливая на заднюю часть сидения, несколько раз сожмите заднюю подвеску. Она также должна работать без стуков и заеданий. Задний маятник тоже должен не иметь люфтов в месте его соединения с рамой. Попробуйте покачать заднее колесо в разные стороны. Если почувствуете стук, то требуют проверки подшипники маятника и ступицы колеса. Работоспособность подвесок влияет не только на комфорт, но и на безопасность.
На тормозных дисках весьма наглядно видно насколько интенсивно использовался мотоцикл. Если они имеют глубокие канавки, то это не только показатель большого пробега, но и гарантия того, что торможение будет малоэффективным. Внимательно приглядитесь к тормозной системе. Резина шлангов не должна иметь трещин, суппорты должны быть сухими и чистыми без следов подтеканий тормозной жидкости. Попросите продавца показать состояние накладок тормозных колодок, если их толщина меньше двух-трех миллиметров, то в ближайшее время их придется заменить. Колесные диски не должны иметь сколов и неровностей.
Если мотоцикл, который вы выбираете, имеет цепной привод заднего колеса, то внимательно осмотрите саму цепь и ведомую звездочку. Цепь должна иметь хороший запас для подтяжки и быть и, как минимум, не ржавой. К сожалению, для того, чтобы проверить состояние ведущей звездочки, нужно снимать закрывающую ее крышку. Обе звездочки и цепь входят в разряд расходных материалов и требуют частой замены. На маятнике, в районе оси заднего колеса есть индикатор износа цепи и если после того, как цепь вытянулась до предела ее не заменить, то она быстро «съест» звездочки.
При контроле натяжки цепи желательно несколько раз провернуть колесо, чтобы убедиться, что натяжка цепи в любом положении одинакова. Если при проворачивании колеса провис цепи изменяется, то цепь давно просится на помойку и весьма вероятно звезды тоже.
Покрышки. В зависимости от условий эксплуатации и мягкости резины покрышек они служат в среднем от 5-ти до 20-ти тысяч километров. Разумеется, можно «убить» их как раньше, так и позже, но  для нас важно понимание того, что служат они намного меньше автомобильных и это достаточно дорогой расходный материал. Кроме глубины протектора проверьте боковые поверхности, если заметите трещины, то резина покрышек высохла и они подлежат немедленной замене.
Теперь можно заводить двигатель. Договариваясь с продавцом о встрече, обратите его внимание на то, что вы хотели бы проверить, как двигатель заводится в холодном состоянии. Холодный пуск скажет многое о состоянии мотора. Во-первых, он должен заводиться сразу, что говорит об исправности системы питания и зажигания, во-вторых, ярко выраженный стук клапанов, постепенно стихающий по мере прогрева, подскажет вам, нужна ли их регулировка. О том, что откровенно громыхающий мотор находится при смерти говорить, думаю, не стоит. Стуки в моторе могут иметь разное происхождение.  Более-менее опытный механик по характерному тону звука и его частоте может определить какой узел его издает. Стоит отметить, что мотор с воздушным охлаждением издает более громкие звуки, чем с мотор жидкостным. Желательно, чтобы человек, который вам помогает вам в выборе покупки, разбирался в этом вопросе. После прогрева нужно обязательно проехать на мотоцикле. В большинстве салонов вам дадут мотоцикл на тест-драйв, если вы оставите залог его стоимости. Если продавец категорически отказывается, то есть повод задуматься. В большинстве салонов по продаже подержанных мотоциклов вам не откажут. Вы или ваш помощник должны постараться проехать с использованием всех передач, интенсивного разгона и торможения.
Как определить реальный год выпуска и пробег мотоцикла?
Как правило, в ПТС ввезенных подержанных мотоциклов попадает не год их выпуска, а скорее год первой постановки на учет. Проще всего определить реальный год выпуска у мотоциклов марки Хонда. Под сиденьем или на заднем крыле под номерным знаком есть белая наклейка с указанием модели мотоцикла, последняя буква обозначает год выпуска. 1980-й – А, 1981 – B и так далее. Например, если на наклейке обозначено CBR600FY, это значит, что мотоцикл 2000-го года выпуска. С 2001-го Хонда вместо буквы ставит цифру. В иных случаях можно посмотреть маркировку на тормозных шлангах, например если вы видите цифру 5/94, то, скорее всего, это дата выпуска шланга, который мало отличается от года выпуска самого мотоцикла. Всегда дату выпуска можно найти в виде таблицы с точкой на пересечении года и месяца на обратной стороне облицовочных деталей и сидения. Для большей уверенности стоит изучить историю модели, которую вы выбираете. Кстати, в соответствии с международным стандартом модельный год у производителей начинается с 1 июля текущего года и заканчивается 30 июня следующего года.
Реальный пробег мотоцикла определить достаточно сложно. На одометрах продаваемых в салонах подержанных мотоциклов, как правило, фигурирует 8-12 тысяч километров, как раз столько, сколько в среднем проезжает за один сезон мотоциклист в России. Верить этим цифрам или нет – личное дело. Первое, что говорит о пробеге – степень износа тормозных дисков. По личному опыту относительно глубокие борозды на них появляются после 50-ти тысяч пробега. На мотоциклах, имеющих функцию самодиагностики, есть возможность проверки вмешательства в показания одометра.
Нужно ли мерить компрессию и как это сделать?
Для того, чтобы измерить компрессию иногда приходится разобрать полмотоцикла. В большинстве случаев продавец вам откажет в этом требовании и правильно сделает. Хороший механик поймет, нужно ли ее мерить по холодному запуску. Если же все-таки решились ее померить, то имейте ввиду, что компрессометр должен иметь резьбу, соответствующую вашим свечам, мотор должен быть прогрет, все свечи вывернуты, а газ в процессе замера нужно держать открытым.
 Не забудьте проверить работоспособность электрооборудования. Когда, по приезду, вы заглушите двигатель кнопкой аварийной остановки(не ключом), то обратите внимание, что в момент остановки двигателя свет фары должен немного потускнеть. Это говорит о том, что генератор, реле-регулятор и диодный мост работают. Теперь стоит еще раз осмотреть двигатель и подвески на предмет подтеканий эксплуатационных жидкостей. Заведите мотоцикл еще раз, он должен заводиться также хорошо, как и в холодном состоянии. После этого нелишне вывернуть заливную пробку для моторного масла. Если почувствуете явный запах бензина, то это признак негерметичности топливной системы. В карбюраторных двигателях причиной этого может стать неработающий запорный клапан в поплавковой камере. В результате утечки бензина в цилиндр и его попадания в моторное масло он ухудшает его смазочные свойства, к тому же при пуске мотора может произойти гидроудар, способный пробить прокладку головки блока цилиндров. Для двигателей с жидкостным охлаждением обратите внимание на то, чтобы в масле не было белесых разводов – эмульсии – результата попадания охлаждающей жидкости в картер. Причиной такой неисправности может быть пробитая прокладка между головкой и блоком цилиндров, а может и трещины в рубашке охлаждения. Такое встречается хоть и редко, но в любом случае, это повод отказаться от покупки. Нелишне проверить сальник водяного насоса – помпы. На всех мотоциклетных помпах есть контрольное отверстие  диаметром 1-2 мм снизу, если там есть следы подтекания охлаждающей жидкости, то просится на замену сальник, а он зачастую идет в сборе с новой помпой.
Опытный мотоциклист после такого детального осмотра и проверки сможет сказать, насколько мотоцикл соответствует запрашиваемой цене. У каждой модели мотоцикла существуют свои врожденные «болячки», рекомендуем перед покупкой узнать, на какие слабые места стоит обратить внимание.
При покупке мотоцикла у частных лиц подписывайте договор купли-продажи в момент совершения сделки.  В заключение этого раздела обращаем внимание, что после покупки мотоцикла у Вас должны остаться деньги на покупку экипировки.

Текст и фото: Мотошкола.ру


Мы в соц.сетях