Режим работы площадок: c 8-00 до 22-00

Трейлбрейкинг

Интернет полон советов как надо правильно ездить на мотоцикле. Как сидеть, как поворачивать, что делать с тушкой, как держать пальцы, куда смотреть.
Если про пальцы и направление взгляда сказано уже очень много (зачастую пустых) слов, то о трейлбрейкинге информации маловато. До сих пор большинство мотоциклистов, выпускников школ типа «сел и поехал» уверены, что тормозить в повороте нельзя. А уж если и тормозить, то лучше задним тормозом. Это безопаснее, так меньше шансов упасть, ибо «100 процентов круга трения» переднего колеса не хватает на то, чтоб и тормозить, да еще и поворачивать, бла-бла-бла.
И в самом деле, многие обучающие программы, даже такие как MSF Basic Rider Course рекомендуют начинающим мотоциклистам проходить поворот без торможения, сбрасывать скорость до начала маневра до такой, на которой было бы комфортно наклонить мотоцикл и не использовать тормоз в наклоне. Тем самым закладывая мину замедленного действия. Мы продолжаем так ездить и привыкаем не тормозить в повороте ровно до возникновения ситуаций, когда это внезапно потребуется. Неправильно выбрал скорость, поворот изменил радиус, препятствие на траектории и т.д. И тогда, находясь в повороте, мотоциклист в ужасе не понимает что делать, можно ему тормозить или нет и, он либо вылетает с траектории, боясь наклонить мотоцикл, либо судорожно хватает передний тормоз и падает. Такие ситуации не редкость, хоть они и не всегда заканчиваются печально.
В большинстве случаев начинающие мотоциклисты начинают бояться наклона намного раньше, чем он становится опасным, когда можно спокойно, находясь в повороте, плавно нажать на передний тормоз и безопасно затормозить. Но, приученные не пользоваться передним тормозом в повороте, они ищут другие способы для спасения ситуации. Кто-то судорожно нажимает на педаль заднего тормоза, создавая риск хайсайда, кто-то пытается тянуть голову, выпучив глаза в сторону «куда надо повернуть». Однако это не приносит желаемого результата. Так как же безопасно проходить поворот, иметь запас по держаку, скорости и контролю?
Для этого есть простой и эффективный прием - трейлбрейкинг. То есть торможение в процессе наклона. Всего лишь нужно не отпускать рычаг переднего тормоза до точки начала руления, а делать это постепенно, уменьшая давление на тормозной рычаг по мере наклона мотоцикла. Тормозить (передним тормозом) в повороте не только можно, но и нужно. Знаменитый Фредди Спенсер в своей школе на эту тему говорит так: Трейлбрейкинг следует использовать приблизительно в каждом повороте, как средство, не только помогающее изменять траекторию, но и дающее больше контроля над мотоциклом и повышающее безопасность.
Техника трейлбрейкинга пришла к нам из мира мотогонок. В среднем, углы, на которые наклоняют мотоциклы в городской езде составляют 20-30 градусов от вертикали, в мотогонках до 60 и даже чуть больше. Когда мотоцикл наклоняется не сильно, то вполне достаточно контрруления. В глубоком наклоне, любое усилие, приложенное к рулю, может спровоцировать потерю контакта колеса с асфальтом. Поэтому на гоночных мотоциклах нет рулей, в привычном понимании и гонщику в наклоне нужно опираться на бак. При этом изменение угла наклона, а, следовательно и траектории, происходит за счет изменения скорости. В том числе, благодаря трейлбрейкингу. Многие из вас заметили, что при торможении передним тормозом на высокой скорости в наклоне мотоцикл стремится выровняться. Если тормоз отпускать, то происходит все наоборот – мотоцикл охотно ложится в поворот без прикладывания дополнительных усилий к рулю.
Гонщик начинает торможение еще в прямолинейном движении, подъезжает к точке входа на ушах, задрав в воздух заднее колесо, но при этом он не отпускает передний тормоз, а контррулением и предварительно свешенным корпусом наклоняет мотоцикл в поворот и отпускает тормоз в процессе наклона. При отпускании тормоза мотоцикл охотнее наклоняется а скорость, с которой мы отпускаем тормоз пропорциональна скорости наклона мотоцикла. В зависимости от различных условий, точки входа, кривизны поворота, абсолютной скорости входа и локальной задачи, будь то оборона или нападение и скоростной проезд, отпускание рычага переднего тормоза может варьироваться. Где-то его полностью можно отпустить в первой трети поворота, где-то в апексе. Но это что касается гонок, в городе таких задач не стоит, но у трейлбрейкинга есть еще несколько плюсов.
Первое: за счет переноса нагрузки на торможении переднее колесо имеет лучше сцепление с асфальтом. Если вы не угадали со скоростью входа в поворот, вы всегда можете продолжить торможение не боясь, ведь колесо уже загружено. В городских условиях это поможет даже остановиться в повороте, если потребуется
Второе: Вы продолжаете тормозить, и ваша скорость снижается. По мере приближения к апексу, где предполагаемый угол наклона мотоцикла на этой скорости вселял в вас ужас, вы вдруг понимаете, что скорость все ниже и угол наклона будет не столь пугающим. Страх не заставит вас сделать внезапную глупость.
Третье: немного меняется рулевая геометрия мотоцикла. За счет сжатия вилки из-за переноса нагрузки на переднее колесо, уменьшается трейл и мотоцикл охотнее поворачивает.
И последнее: это развивает чувство обратной связи при использовании переднего тормоза, его лучшего контроля и понимания. Если вы хотите лучше чувствовать свой мотоцикл, начните с того, что не отпускайте тормоз перед началом поворота, отпускайте в процессе наклона. Делать это нужно плавно, осторожно и на сухой дороге для начала.
 

Ну и пара слов как это работает. Обратимся к книге профессора Витторе Коссалтера. При нажатии на передний тормоз в наклоне возникает момент, который стремится развернуть мотоцикл относительно вертикальной оси, проходящей, через центр тяжести (см. картинку). На практике это выглядит так, что мотоцикл пытается выровняться. Чем мотоцикл сильнее наклонен и чем быстрее он движется, тем сильнее проявляется эффект трейлбрейкинга.

 

Яндекс.Метрика