Итак, Кипр. Считается, что свое название он получил из-за того, чтоб был богат залежами меди, Cuprum - медь, Купорос из той же серии. Кипр расположен между Европой и Азией и его поочередно захватывали представители разных культур и каждая оставляла свой след. Здесь были и Египтяне и Византийцы, персы и финикийцы, генуэзцы и крестоносцы, Лузиньянцы и Тамплиеры, турки и англичане, не считая собственно самих греков. Кипр захватывали, дарили и продавали практически все кто жил по соседству. В свое время Марк Антоний подарил этот остров египетской царице Клеопатре в знак любви, Ричард Львиное Сердце подарил Кипр Ги де Лузиньяну как компенсацию за потерю Иерусалимского королевства и т.д.
Кстати, своим левосторонним движением Кипр отчасти обязан России, когда в 1878 году султан Константинополя продал остров англичанам в обмен на поддержку в русско-турецкой войне. Когда в 1960-м году Кипр перестал быть английской колонией, то внутренние противоречия привели к гражданской войне 1974 года и на Кипре образовались два государства: Республика Кипр (греческий) и Турецкая Республика Северный Кипр. ТРСК до сих пор не признана никем, кроме самой Турции и еще некоторыми такими же непризнанными государствами.
Для туриста, а особенно мототуриста северный Кипр более интересен.
Греческая часть острова интересна с точки зрения мотоциклиста обилием горных серпантинов с прекрасным покрытием, симпатичных поселков с гостеприимными тавернами с винишком или узо и отсутствием дорожной полиции. Можно целыми днями колесить по горам, радуясь окружающим пейзажам, вдыхая чистый горный воздух, наполненный ароматом хвойных лесов, цветущего миндаля и мандарина, любоваться старинными монастырями, а потом спуститься к морю на скоростной хайвэй и через час быть уже в гостиничном номере.
Для снятия зимнего мототоксикоза этого вполне достаточнно. Для разминки можно по автобану съездить в Пафос, заехав по пути на место рождения из пены Афродиты. Или в Никосию – единственную оставшуюся разделенную надвое столицу двух государств. Прямо по историческому центру города проходит так называемая «зеленая линия» ООН, между домами лежат мешки с песком, колючая проволока проходит прямо у тротуара, а в наблюдательных будках сидят серьезные мальчики с автоматами в руках. Поговаривают, что свое название зеленая линия получила от цвета карандаша, которым некий Ооновский генерал прочертил границу на карте. Переулки в центре настолько узкие, что между домами едва помещается легковой автомобиль. Тут и там на крышах домов виднеются то греческие, то турецкие флаги.
Как и в самой Греции местная вершина называется Олимп. Любители серпантинов могут сразу ехать туда и заодно по пути завернув в монастырь Киккос – самый большой и вылизанный православный монастырь на Кипре. Весной, когда на побережье уже около 20-ти градусов, на высоте около 2-х километров на северных склонах лежит снег, но пока светит солнце, холод не ощущается. Холод наступает внезапно, как только солнце проходит какую-то условную точку на небосклоне, температура начинает падать с пугающей быстротой и начинается дубак.
Но всегд можно погреться в придорожной таверне путем смешивания узо и зевании.
Для перехода на Северный Кипр открыты 4 пограничных пункта: в Астромеритисе, Никосии, Като Пиргосе и Фамагусте. Като Пиргос и Астромеритис находятся в западной части острова, а нас, мотоциклистов, больше привлекает восточная, поэтому лучше переходить либо в Никосии, либо в Фамагусте и ехать по кольцу либо по часовой трелке, либо против, в зависимости от планов. Если ехать в сторону Фамагусты через Айя Напу, то рекомендуем посетить смотровую площадку в Дирении, откуда вся Фамагуста, вернее ее закрытая часть - Вароша видна, как на ладони. Хозяйка смотровой площадки, гречанка средних лет напоит вас фраппой, выдаст и бинокли и поведает, что ее бывший дом, школа и церковь находится в двух километрах оттуда, но с 74-го года она это все может только видеть, попасть в закрытый город она не может. Греко-киприоты очень болезненно реагируют на любые вопросы о войне 74-го года.
Так получилось, что бОльшая часть Фамагусты (она же Аммохостос, она же Газимагуза) после гражданской войны оказалось хоть и под турецким контролем, но туда никого не пускают. Огромный город, бывший фешенебельный курорт со специально завезенным из Египта песком, стоит заброшенный уже 4 десятилетия. Из асфальта торчат кактусы и пальмы, гостиницы смотрят на море пустыми окнами, в автосалонах стоят «новенькие» автомобили и вокруг нет никого.
В центре Фамагусты есть город в городе, или как обычно это назывют на Востоке - медина. Жилые дома стоят прямо внутри древней крепости 13-го века. В находящемся на территории крепости замке Кастелло по преданию Отелло задушил Дездемону. До сих пор одна из массивных круглых башен замка называется башней Отелло. На центральной площади стоит впечатляющих размеров готический собор святого Николая со встроенным минаретом. Сейчас это действующая мечеть Лала Мустафа.
Карпас самая дикая и незаселенная часть Кипра, количество поселков не превышает количество заброшенных византийских храмов, построенных еще до нашей эры и разбросанных тут и там по живописным берегам этих красивейших мест. Встреча рассвета на самой крайней точки «сковородки» - Карпаса должно быть в программе любого мототуриста!)
Обратный путь можно проложить по северному побережью, где дорога то спускается прямо к пляжу и волны бьются в метре от дорожного полотна, то поднимается в горы, открывая панораму лазурного моря на фоне соснового леса. вплоть до самой Кирении (Гирне)
Гирне
Туристический сервис, в том числе и гостиницы ориентированы на англичан, цены в английских фунтах.
Надо признать, что турки очень хорошо заботятся о древних памятниках, такого количества ухоженных храмов, крепостей, аббатств в одном месте не встретишь нигде.
В центре Гирне стоит крепость, основанная византийцами еще в 7-м веке, а затем достроенная Лузиньянцами и Крестоносцами, в общем она носит следы всех завоевателей, которые когда-либо были здесь.
Город со всех сторон окружают горы и в самую высокую из них инсталлирована крепость Святого Иллариона. Первые исторические упоминания об этой крепости относятся к 11-му веку, когда островом правил Ричард Львиное сердце, хотя начали ее строить еще византийцы в 7-м веке. После того, как он подарил остров маркизу Лузиньяну, крепость подверглась перестройке. Форт состоит из трех линий обороны и разбросан по высоте на сотню метров, забраться на самую вершину в мотоэкипировке может оказаться делом непростым. На самом верху стоит обоженное дерево и надпись "осторожно - радиация":)
Дорога к подножию крепости проходит через военную часть, куда пускают далеко не всех, автомобили с туристами тормозят и ставят на стоянку, отправляя дальше пешком, а нас на мотиках чаще всего пропускают.
Найти пограничный переход в Никосии может оказаться делом непростым с первого раза. Большинство турок не говорят по-английски.
Переход границы в обе стороны не составляет труда, в том числе и на прокатной технике. При заходе на турецкую часть вам потребуется страховка (Сигорта) и водительское удостоврение (ну и паспорт само собой)
В центре Никосии есть еще один переход - для пешеходов. Его открыли сравнительно недавно, растащив мешки с песом, рекомендуем побывать там.
В Лимассоле, где мы обычно базируемся по приезду, находится дружественный прокат мотоциклов и автомобилей с гуманным ценником. Если есть желание - организуемся и покатаемся, пишите.