Логотип Мотошкола.ру

Контрруление.

На различных сайтах, в форумах часто поднимается вопрос: что такое КР (контрруление), когда его можно и нужно применять, и как вообще нужно поворачивать на мотоциклах. Среди полемики по этому вопросу можно услышать диаметрально противоположные мнения, и порой даже фантастические. Кто-то путает КР с гаревым заносом, кто-то считает, что КР нужно только для первоначального наклона мотоцикла, кто-то считает, что оно не нужно вообще.

Давайте попробуем разобраться. Для того, чтобы мотоцикл начал движение по дуге его нужно наклонить. Другими словами, мотоцикл всегда поворачивает и едет в ту сторону, куда наклонен. Он не может ехать прямо и одновременно в наклоне, если на него не действует, к примеру, боковой ветер. Наклон мотоцикла и его поворот – два взаимосвязанных процесса.

Допустим, чтобы повернуть направо, вы прикладываете усилие к рулю и тем самым кратковременно поворачиваете руль мотоцикла налево. При этом точка контакта переднего колеса с дорогой уходит чуть налево, а весь мотоцикл по инерции (или, говоря умными словами, по Первому Закону Ньютона) продолжает двигаться прямо. Возникает вращающий момент, который и наклоняет мотоцикл в нужную нам сторону, то есть направо. Обратите внимание, что поворот колеса кратковременный, а вот усилие на руле может быть разным. Для примера представьте, что двигаясь на автомобиле, вы повернули руль и начали поворот в ту же сторону, но обратите внимание, что весь автомобиль наклонится в другую сторону. В отличие, от автомобиля, мотоцикл поедет туда, куда он наклонен.

На высоких скоростях наклону немного способствует гироскопическая прецессия, но сам гироскопический эффект, наоборот заставляет прикладывать бОльшее усилие к рулю. Другими словами, гироскопический эффект вопреки мифам, не наклоняет мотоцикл в требуемую сторону, и даже наоборот - мешает. Кстати, мотоцикл с лыжей вместо переднего колеса очень чутко подчиняется контррулению. Смещение точки контакта почти незаметно, поэтому не нужно искать контрруление на фотографиях. По мере наклона мотоцикла, в зависимости от его модели, ускорения или торможения, скорости, загрузки и т.д. он может либо сопротивляться наклону, либо наоборот стремиться завалиться в сторону наклона. Контрруление в данном случае позволяет водителю удерживать мотоцикл на том углу наклона, который нужен, независимо от того валится он или наоборот сопротивляется. Допустим, до определенного угла наклона вам приходилось давить на руль в одну сторону, а мотоцикл начал валиться и вам уже приходится применять силу в обратном направлении, чтобы удерживать его от падения.

 Угол наклона мотоцикл определяет траекторию его поворота. Контрруление работает на любых (не критических)  углах наклона мотоцикла и позволяет корректировать траекторию его движения в любой момент прохождения поворота. В глубоких наклонах (какие мы на дорогах общего пользования обычно не исполняем), любое усилие, приложенное к рулю может спровоцировать потерю контакта колеса с асфальтом, поэтому в мотогонках, когда мотоцикл наклонен совсем низко и гонщик держится за мотоцикл локтям и коленями не опираясь на руль, траектория корректируется ускорением и торможением. Для езды по городу, достаточно контрруления, да и не повиснуть на руле в глубоком наклоне на классическом мотоцикле достаточно сложно:)

Контрруление работает на любых скоростях движения. Когда вы начинаете движение на мотоцикле или велосипеде, то обратите внимание, каким образом вы удерживаете баланс. Вы поворачиваете руль в ту сторону, куда валится мотоцикл или велосипед - то есть делаете контрруление!

Когда-то люди поворачивали, наклоняясь вместе с мотоциклом, и считали, что наклоняют его корпусом. При этом, если сидеть с прямыми руками, то помимо смещения массы в сторону поворота они непроизвольно давили на ту рукоятку руля, куда наклонялись попутно применяя контрруление. Если согнуть руки в локтях и попробовать наклониться то эффект уже не будет таким. Чем тяжелее мотоцикл и чем быстрее он движется, тем меньше он будет реагировать на эти смещения, тем будет меньшая эффективность руления. Если вы хотите быстро наклонить мотоцикл в одну сторону, имея в качестве точки опоры сам мотоцикл, то вы оттолкнете его от себя в другую. Наклоном корпуса вы можете только медленно наклонить легкий мотоцикл на относительно небольшой скорости. Если сравнивать мотоцикл с велосипедом, то разница в приемах управления происходит от того, что велосипед весит меньше, чем водитель, а мотоцикл больше. Катаясь на велосипеде или на легком мопеде можно почувствовать, что он подчиняется контррулению, но поскольку перемещения тела водителя в сторону в данном случае играют большую роль, то можно на подсознательном уровне привыкнуть к этому и не думать о контррулении вообще. Когда человек пересаживается на тяжелый мотоцикл, то он может заметить, что тот не так охотно заходит в поворот, куда его своей массой пытается наклонить водитель. Он пытается разобраться, в чем дело, пытается вычитать в книгах по трековым технологиям, как нужно рулить в повороте и пытается применять на практике нюансы, вроде наступания на подножки, направления взгляда и управления газом и тормозом. Забывая при этом о главном способе управления.

Если мы ездим по асфальту, не на треке, то основным средством для изменения траектории движения мотоцикла на любых скоростях, а особенно от 15-ти км/ч и выше является контрруление. Изменение траектории движения подразумевает под собой: поворот, корректировка траектории в повороте, быстрое экстренное маневрирование и еще некоторые нюансы, о которых будет рассказано в следующих статьях.

Для тех, кто сомневается, могу предложить взяться за правую рукоятку руля левой рукой и попробовать порулить корпусом. Можно попробовать, отпустив руки наклониться вправо, чтобы мотоцикл начал поворот, а затем потянуть на себя правую ручку руля. Мотоцикл будет  поворачивать влево. Это говорит о том, что мотоцикл в первую очередь будет реагировать на усилие, прикладываемое к рулю, а не на положение вашего тела или, к примеру, давление на подножки. Хотим мы того или нет, но абсолютно все мотоциклы подчиняются контррулению. Сейчас для вас главное понять этот прием и не бояться его использовать.

Кстати, эффект контрруления был официально признан лишь в 1974 году на конференции по безопасности мотоцикла в Сан-Франциско. У нас пока нет...
Тут тоже работает контрруление!
 

Текст и фото: Мотошкола.ру

Мы в соц.сетях