Логотип Мотошкола.ру

Контрруление.

На различных сайтах, в форумах часто поднимается вопрос: что такое КР (контрруление), когда его можно и нужно применять, и как вообще нужно поворачивать на мотоциклах. Среди полемики по этому вопросу можно услышать диаметрально противоположные мнения, и порой даже фантастические. Кто-то путает КР с гаревым заносом, кто-то считает, что КР нужно только для первоначального наклона мотоцикла, кто-то считает, что оно не нужно вообще.

Давайте попробуем разобраться. Для того, чтобы мотоцикл начал движение по дуге его нужно наклонить. Другими словами, мотоцикл всегда поворачивает и едет в ту сторону, куда наклонен. Он не может ехать прямо и одновременно в наклоне, если на него не действует, к примеру, боковой ветер. Наклон мотоцикла и его поворот – два взаимосвязанных процесса.

Допустим, вы прикладываете усилие к рулю и тем самым кратковременно поворачиваете руль мотоцикла налево. При этом точка контакта переднего колеса с дорогой уходит чуть налево, а весь мотоцикл по инерции (или, говоря умными словами, по Первому Закону Ньютона) продолжает двигаться прямо. Возникает вращающий момент, который и наклоняет мотоцикл в нужную нам сторону, то есть направо. Обратите внимание, что поворот колеса кратковременный, а вот усилие на руле может быть разным. Для примера представьте, что двигаясь на автомобиле, вы повернули руль и начали поворот в ту же сторону, но обратите внимание, что весь автомобиль наклонится в другую сторону. В отличие, от автомобиля, мотоцикл поедет туда, куда он наклонен.

На высоких скоростях наклону немного способствует гироскопическая прецессия, но сам гироскопический эффект, наоборот заставляет прикладывать бОльшее усилие к рулю. Другими словами, гироскопический эффект вопреки мифам, не наклоняет мотоцикл в требуемую сторону, и даже наоборот - мешает. Кстати, мотоцикл с лыжей вместо переднего колеса очень чутко подчиняется контррулению. Смещение точки контакта почти незаметно, поэтому не нужно искать контрруление на фотографиях. По мере наклона мотоцикла, в зависимости от его модели, ускорения или торможения, скорости, загрузки и т.д. он может либо сопротивляться наклону, либо наоборот стремиться завалиться в сторону наклона. Контрруление в данном случае позволяет водителю удерживать мотоцикл на том углу наклона, который нужен, независимо от того валится он или наоборот сопротивляется. Допустим, до определенного угла наклона вам приходилось давить на руль в одну сторону, а мотоцикл начал валиться и вам уже приходится применять силу в обратном направлении, чтобы удерживать его от падения.

Контрруление работает на любых скоростях движения. Когда вы начинаете движение на мотоцикле или велосипеде, то обратите внимание, каким образом вы удерживаете баланс. Вы поворачиваете руль в ту сторону, куда валится мотоцикл или велосипед - то есть делаете контрруление! Поскольку эффект контрруления основан на инерции, то оно проявляется сильнее с ростом скорости. Чем ниже скорость, тем более ощутимое воздействие на наклон мотоцикла оказывает работа корпусом, чем выше скорость, тем сильнее работает контрруление.

Когда-то люди поворачивали, наклоняясь вместе с мотоциклом, и считали, что наклоняют его корпусом. При этом, если сидеть с прямыми руками, то помимо смещения массы в сторону поворота они непроизвольно давили на ту рукоятку руля, куда наклонялись попутно применяя контрруление. Если согнуть руки в локтях и попробовать наклониться то эффект уже не будет таким. Чем тяжелее мотоцикл и чем быстрее он движется, тем меньше он будет реагировать на эти смещения, тем будет меньшая эффективность руления. Если вы хотите быстро наклонить мотоцикл в одну сторону, имея в качестве точки опоры сам мотоцикл, то вы оттолкнете его от себя в другую. Наклоном корпуса вы можете только медленно наклонить легкий мотоцикл на относительно небольшой скорости. Если сравнивать мотоцикл с велосипедом, то разница в приемах управления происходит от того, что велосипед весит меньше, чем водитель, а мотоцикл больше. Катаясь на велосипеде или на легком мопеде можно почувствовать, что он подчиняется контррулению, но поскольку перемещения тела водителя в сторону в данном случае играют большую роль, то можно на подсознательном уровне привыкнуть к этому и не думать о контррулении вообще. Когда человек пересаживается на тяжелый мотоцикл, то он может заметить, что тот не так охотно заходит в поворот, куда его своей массой пытается наклонить водитель. Он пытается разобраться, в чем дело, пытается вычитать в книгах по трековым технологиям, как нужно рулить в повороте и пытается применять на практике нюансы, вроде наступания на подножки, направления взгляда и управления газом и тормозом. Забывая при этом о главном способе управления.

 Угол наклона мотоцикла определяет траекторию его поворота. Контрруление позволяет корректировать траекторию его движения в любой момент прохождения поворота. В глубоких наклонах (какие мы на дорогах общего пользования обычно не исполняем), любое усилие, приложенное к рулю может спровоцировать потерю контакта колеса с асфальтом, поэтому в мотогонках, когда мотоцикл наклонен совсем низко и гонщик держится за мотоцикл локтям и коленями не опираясь на руль, траектория корректируется ускорением и торможением. Для езды по городу, достаточно контрруления, да и не повиснуть на руле в глубоком наклоне на классическом мотоцикле достаточно сложно:) Если мы ездим по асфальту, не на треке, то основным средством для изменения траектории движения мотоцикла на любых скоростях, является контрруление. Изменение траектории движения подразумевает под собой: поворот, корректировка траектории в повороте, быстрое экстренное маневрирование и еще некоторые нюансы, о которых будет рассказано в следующих статьях.

Кстати, эффект контрруления был официально признан лишь в 1974 году на конференции по безопасности мотоцикла в Сан-Франциско. У нас пока нет...
Тут тоже работает контрруление!
 

Текст и фото: Мотошкола.ру

Мы в соц.сетях